Как пробудить интерес к чтению? Как его развивать, поддерживать? Ведущую роль в пробуждении интереса к чтению должна играть семья. И поэтому взаимодействие семьи и библиотеки – это гарантия воспитать ребенка с помощью книги, научить его, а заодно и родителей, любить читать, вырастить ребенка вдумчивым творческим читателем.
Эти и многие другие вопросы поднимались и обсуждались на круглом столе «Библиотека и семья: путь к книге», участниками которого стали заведующие детских библиотек города Севастополя, представители государственных и общественных организаций.
На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире во времена отсутствия современных средств коммуникации, Интернета. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Сегодня господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Чтение отводится на второй план. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
Как пробудить интерес к чтению? Как его развивать, поддерживать? Ведущую роль в пробуждении интереса к чтению должна играть семья. И поэтому взаимодействие семьи и библиотеки – это гарантия воспитать ребенка с помощью книги, научить его, а заодно и родителей, любить читать, вырастить ребенка вдумчивым творческим читателем.
Эти и многие другие вопросы поднимались и обсуждались на круглом столе «Библиотека и семья: путь к книге», участниками которого стали заведующие детских библиотек города Севастополя, представители государственных и общественных организаций.
Проблемы снижения интереса к чтению нельзя отделить от глобальных проблем семьи и воспитания на современном этапе. Многочисленные нравственные вопросы, стоящие перед взрослым поколением, поднимались в выступлениях М. Л. Песчанской, Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе, а также наших юных севастопольцев, входящих в Детский совет при Уполномоченном по правам ребенка в городе Севастополе.
Об интересном опыте работы детских библиотек с творческии детьми, с активными, читающими семьями рассказали представители детских библиотек города. Был поднят вопрос привлечения к чтению семей, еще не посещающих детские библиотеки. Этому, на взгляд библиотекарей, могли бы помочь интерактивные библиоакции, фестивали, конкурсы, проводимые не только в стенах детских библиотек, но и в открытом городском простанстве: парках, скверах, кинотеатрах.
Интересными и заинтересовавшими всех было выступление И. В. Новиковой, начальника отдела Центра лечебной физкультуры, спортивной медицины и медицинской профилактики о возможном расширении совместной работы с детскими библиотеками в формировании культуры здоровья в семье.
Несколько выступлений было посвящено работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями. Сотрудники детских библиотек в определённой степени восполняют дефицит доброты, помогают детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе. Для всех своих читателей библиотекари стараются создать возможности для развития, удовлетворения духовных и познавательных потребностей. Ведется работа по созданию безбарьерной среды, но сделать предстоит еще очень много.
О совместной работе деткой библиотеки-филиала № 7 ГБУК «ЦБС для детей» и Центра помощи детям-инвалидам Cевастопольского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» рассказали заведующий филиалом Н. В. Матеранская и директор центра И. С. Мякенко. В рамках клуба семейного общения «В кругу друзей», работающего в детской библиотеке, создают условия для общения «особых детей» с внешним миром, с миром книг, друг с другом, со своими сверстниками.
Опытом работы с семьями с «особыми детьми», работы, направленной на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и людьми старшего возраста поделились представители Волгоградской областной детской библиотеки и «Объединения детских библиотек» городского округа Тольятти.
О возрождении традиций семейного чтения, о семейном читательском клубе, объдиняющем думающих, рассуждающих и любящих чтение детей и их родителей, рассказала К. С. Аксамит, руководитель Центра читательской культуры «Книгочеи», преподаватель скорочтения.
Детские библиотеки сегодня стараются идти в ногу со временем. Да, проблем и еще не решенных вопросов очень много. Но есть желание сделать их действительно современными, красивыми, богатыми новыми, интересными книгами. И, конечно, наполненными активной, читающей детворой вместе с читающими родителями! Сотрудники детских библиотек открыты для совместной работы, для совместных интересных проектов. Ведь главное для них – воспитать ребенка с помощью книги, научить его, а заодно и родителей, любить читать, и тогда в семьях будут созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума, эстетического восприятия мира, нравственности ребенка.
Буцких М. В.,
заведующий отделом
организационно-методической работы
ЦГДБ им. А. П. Гайдара
22 мая в детской «Библиотеке Дружбы народов» - филиале № 14 ГКУК г. Севастополя «Централизованная библиотечная система для детей» собрались люди, обладающие глубокими знаниями, душевной щедростью, люди, сохраняющие верность призванию – детские библиотекари Севастополя. Именно в этот день, в преддверии Общероссийского дня библиотек, прошел финальный тур городского конкурса «Севастопольские мастера», номинация «Библиотекарь».
Экологическое воспитание и образование подрастающего поколения – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.